Краткая история развития велотриала в Мире.

Информация о зарубежных событиях взята с иностранных сайтов. История развития велотриала в России - история работы нашей комиссии и наших спортсменов.

Сложно определить точную дату и место рождения велотриала, как спортивной дисциплины. К началу 70-х годов прошлого века, многие мототриалисты, по обе стороны Атлантического океана пришли к выводу, что для дальнейших побед мало классных мотоциклов, необходимо улучшать функционально-технические кондиции организма. В основном это касалось баланса и прыжковой техники. Спортсмены со своими механиками стали делать велосипеды, в качестве тренажёров для отработки отдельных движений. История рождения велотриала аналогична с историей появления велоспорта ВМХ, как подводящей тренировочной дисциплины мотокросса.

Ведущие производители мотоциклов из Германии, Испании, Америки, Японии, которые имели команды по мототриалу, не спешили афишировать велосипедные методики подготовки своих спортсменов. Лишь к середине 70-х, когда скрывать что-то стало бессмысленно, один из сильнейших спортсменов США, чемпион Техаса по мототриалу Эдди Кесслер (Eddy Kessler) публично предложил участникам соревнований тренироваться на велосипедах. В Испании таким популяризатором идеи применения тренировочных велосипедов стал Редро Пи (Pedro Pi) - первый Чемпион Испании по мототриалу, ведущий спортсмен команды легендарной фирмы Монтеза (Montesa). С 1974 года он экспериментирует с различными конструкциями велосипедов и для своего сына Ота Пи (Ot Pi), и для себя. В те же годы начал свою карьеру ещё один значимый в развитии триала и вообще экстремального маунтинбайка, немецкий спортсмен Ханс Рей (Hans Rey). В странах Азии, в Японии не зафиксировано подобных ярких личностей, хотя, конечно же, и здесь они были. В СССР велотриал начинал зарождаться в среде велотуристов. Так называемая «фигурка», умение балансировать на велосипеде, проходить замысловатые виражи, мостики из узких брёвен, крутые спуски, стала популярным соревновательным развлечением на привалах и турслётах. О прыжках в ту пору не помышляли из-за слабой велотехники, хотя отдельные сорви-головы пытались прыгать в длину с разгона.

В рамках проведения мотоциклетных соревнований, как в США, так и в Европе, гонщики стали соревноваться на своих самодельных велосипедных аппаратах. Эти шутливые соревнования быстро приобрели популярность. Стали появляться спортсмены, которые начали специализироваться на велотриале.

В Северной Америке в 1980 NORBA – National Offroad Bicycle Association, Американская ассоциация велоспорта провела первый национальный Чемпионат Соединенных Штатов по велотриалу в Амарилло, который выиграл Стив МакНил (Steve McNeal) из Алабамы. Далее стали регулярно проводиться национальные чемпионаты США и чемпионаты отдельных штатов. Популярность приобретали различные шоу представления с участием велосипедов и мотоциклов. Начали снимать телевизионные передачи для привлечения подростков к занятию спортом. Среди звёзд тех времен Кевин Нортон (Kevin Norton), Райан Янг (Ryan Young), Марк Брукс (Marc Brooks), Энди Грэйсон (Andy Grayson), Том МакНил (Том McNeal).

В Европе в 1980 году Редро Пи организовал и выиграл чемпионат Испании, на который съехались многие иностранные спортсмены мотоспорта, начинающие велотриалисты. В 1982 году прошёл чемпионат Германии, который выйграл Ханс Рей (Hans Rey), в 1984 Швейцария тоже провела свой чемпионат, где опять победил Ханс Рей. Европейские спортсмены, в силу разных причин оказались сильнее американцев, уровень соревнований, тоже был выше. У гостей из-за океана не получалось пробиться на подиум в европейских соревнованиях. В 1987 году Педро Пи и Ханс Рей, отдельно друг от друга отправляются в США с мастер-классами. Ханс Рей вообще переезжает в Калифорнию и начинает работу с известной велосипедной фирмой GT. Уровень американцев начал резко повышаться, а европейская школа приобрела необычайную популярность. Тем не менее, в 1988 году NORBA ограничила присутствие европейцев в национальных чемпионатах. Это не лучшим образом сказалось и на уровне спортсменов, и на популярности велотриала в США.

К концу 80-х годов Педро Пи вместе с сыном Отом Пи успешно продвигают свою школу велотриала. Они занимаются с испанскими подростками и молодёжью, приглашают на мастер-классы желающих из других стран, снимают учебные фильмы. Эти фильмы очень помогли в становлении московской школы велотриала, которая была создана на рубеже веков, в велоклубе Титан. 

Педро Пи (Pedro Pi) культовое имя в развитии мирового велотриала. Он убедил владельцев мотостроительной фирмы Монтеза (Montesa) оказать помощь в становлении велосипедной компании Монти (Monty). Эта фирма вначале специализировалась на производстве велосипедов для велотриала. Педро Пи также написал первые правила для проведения соревнований по велотриалу. Тогда этот спорт называли Trialsin, что можно условно перевести как триал без мотора, без шума, без дыма. Федерация велоспорта Испании (Cyclist Spanish Federation) признала этот спорт, так же как многие европейские национальные федерации, но отношение к нему было несерьёзным, несмотря на растущую популярность. Во многих странах к началу 90-х уже функционировали национальные организации, развивающие велотриал. Во время международного соревнования в 1992 года, проходившего в Андорре, иностранные делегаты предложили Педро Пи создать отдельную международную федерацию. Так появился Biketrial International Union (BIU), эта организация по сей день продолжает расти и успешно развивать велотриал во всем Мире. Одним из титульных спонсоров BIU является компания Монти (Monty).

Международный союз велосипедистов (UCI) впервые провёл Чемпионат Мира по велотриалу в 1992 году в испанском городе Lorca. Соревнования проходили в одном классе велосипедов  20” (размер колёс 20 дюймов) и в трёх возрастных категориях: «ЭЛИТА» (Elite), Чемпионом стал - Alfonso Mendez из Испании , «ЮНИОРЫ» ( Juniors), Чемпион - Gabriel Villada из Испании, «ЮНОШИ» (Cadets), Чемпион - Markus Klausmann из Германии.

В 1996 году в Швейцарском городе Zuoz, Чемпионат Мира был проведён уже в двух классах велосипедов: 26” и 20” и впервые определялось место в командном зачёте. Чемпионом Мира стала сборная команда Франции. В классе велосипедов 26” (размер колёс 26 дюймов), в категории «ЭЛИТА» (Elite 26”), Чемпионом стал – Thierry Girard из Франции, а в категории «ЮНИОРЫ» (Juniors 26”) Чемпионом Мира  стал его брат Sylvain Girard.  В классе велосипедов  20” в категории «ЭЛИТА» (Elite 20”) Чемпионом Мира стал – Elias Bonet из Испании, «ЮНИОРЫ» ( Juniors 20”) Чемпион - Marc  Vinco из Франции, «ЮНОШИ» (Cadets 20”), Чемпион – Marc-Amory Buteneers из Бельгии.

В 1999 году во Франции, в местечке Avoriaz из регламента соревнований убирают категорию «ЮНОШИ» (Cadets 20”), но зато в мировой календарь вводится новое соревнование «Всемирные юношеские игры», на которых добавляют категорию «Младшие юноши» (Minimes) и «Мальчики» (Benjamins), причём соревнования для младших категорий стали проводить в открытом классе велосипедов, без учёта диаметра колёс. В 1999 г. Чемпионом  Мира в классе 26” – стала команда Франции, Чемпион Мира в классе 20”- команда Испании.  Личный зачёт: «ЭЛИТА» (Elite 26”), Чемпион – Marc Caisso из Франции, «ЮНИОРЫ» (Juniors 26”) Чемпион - Rafal Kumorowski из Польши,  «ЭЛИТА» (Elite 20”) Чемпион – Marco Hosel из Германии, «ЮНИОРЫ» (Juniors 20”) Чемпион – Marc-Amory Buteneers из Бельгии.

В 2002 году, в австрийском городке Kaprun, при проведении Чемпионата Мира введена категория «Женщины». В этой категории не учитывается по настоящее время ни размер колёс велосипедов, ни возраст участниц. Первой Чемпионкой Мира стала Карин Мур (Karin Moor) из Швейцарии. Эта девушка 8 раз становилась Чемпионкой Мира.

В 2008 году в Италии и в 2010 году в Канаде, Чемпионкой Мира становилась испанка Джемма Абант (Abant Condal Gemma).

Сборная России впервые приняла участие в Чемпионате Мира в 2004 году, во французском городе Les Gets. Ни Сергей Бандеров из Казани, ни москвич Михаил Суханов не смогли пробиться в финал. К великому сожалению российские спортсмены не блещут на международных соревнованиях. Это связано, прежде всего, с пренебрежительным отношением нашего государства к молодым, пусть даже популярным среди населения, но неолимпийским видам спорта. Лучшие результаты российских спортсменов это: 7-е место на Чемпионате Мира в Италии в 2005 году москвички Елизаветы Цирельсон, 21-е место в Чемпионате Мира среди юниоров в 2008 году в Италии самарца Никиты Мисюли и 21-е место в Чемпионате Мира в 2009 году в Австралии москвича Михаила Суханова.

В России первые триалисты, в европейском понимании этого спорта, появились в конце XXI века, хотя в нашей стране велотуристический триал известен с начала 70-х годов прошлого столетия. Велотуристический триал, в основном, был заточен на баланс и не предполагал высоких и далёких прыжков. В 1991 году, в последние дни существования СССР, прошли довольно представительные соревнования во Владимире. Соревнования по прыжковому триалу, так тоже иногда называли новый спорт, начали проводиться энтузиастами с 1998 года.

В 2004 году велотриал был официально признан в нашей стране и внесён в ЕРВС. Первый Чемпионат России по велотриалу прошёл внутри велотрека в Крылатском 19 декабря 2004 года. Первые чемпионы России по триалу Сергей Бандеров из Казани и Елизавета Цирельсон из Москвы. С тех пор Чемпионами России становились Михаил Суханов из Москвы – пять раз: 2005, 2006, 2008, 2010, 2011 годы, Дарья Гурина из Зеленодольска, Татарстан – пять раз 2007, 2008, 2009, 2010, 2011 годы, Елизавета Цирельсон из Москвы – три раза 2004, 2005, 2006 годы, Сергей Бандеров из Казани – два раза 2004, 2007 годы, Тимур Ибрагимов из Москвы в 2009 году.

На сегодняшний день география велотриала охватывает практически всю страну . Даже в северных и сибирских городах, таких как Мурманск, Тюмень, Сургут, Норильск начинают появляться любители этого зрелищного, увлекательного и дерзкого спорта. В Федерации велосипедного спорта России функционирует комиссия по развитию триала.

Текст: Олег Цирельсон, переводы: Елизавета Цирельсон

15/05/2012